Правила пожарной безопасности в городе москве г. Москва, 2008 г - страница 10


варийной защиты.

9.8. За герметичностью аппаратов и трубопроводов с пожарои

взрывоопасными СДЯВ необходимо осуществлять автоматический конт-

роль.

9.9. Запрещается прокладывать трубопроводы для транспорти-

ровки пожаро- и взрывоопасных СДЯВ через бытовые, подсобные и ад-

министративно-бытовые помещения, распределительные устройства.

электрощитовые, помещения КИП и венткамеры.

9.10. Места размещения запорной арматуры должны быть показа-

ны на схеме расположения основных коммуникаций цеха с указанием их

назначения и очередности включения или закрывания при пожаре.

9.11. Задвижки линий аварийного слива должны иметь опознава-

тельные знаки, а подступы к ним быть свободными. Аварийный слив

можно производить только по указанию начальника цеха (установки)

или руководителя ликвидации аварии (пожара). Последовательность

операции при аварийном сливе должна быть предусмотрена инструкци-

ей. технологическим регламентом.

9.12. Нельзя допускать повреждения защитной теплоизоляции

металлических опор аппаратов с пожароопасными СДЯВ.

9.13. Перед пуском в работу теплообменников, холодильников и

конденсаторов следует провести их внешний осмотр, проверить исп-

равность контрольно-измерительных или регулирующих приборов, арма-

туры, теплоизоляции, проверить состояние площадок под аппаратами.

9.14. При эксплуатации компрессоров и компрессорных станций

где имеют место СДЯВ, необходимо соблюдать "Правила устройства и

безопасности эксплуатации, поршневых компрессоров, работающих на

взрывоопасных и токсичных газах" и требования настоящих правил.

9.15. Для предотвращения возможности проникновения СДЯВ из

компрессорного отделения в другие помещения компрессорного цеха,

места прохождения трубопроводов через стены должны быть герметизи-

рованы.

9.16. Помещения компрессорных должны быть оборудованы газо-

анализаторами. При обнаружении пропуска СДЯВ или горючих газов

компрессор следует остановить и устранить дефекты.

9.17. При работе компрессоров необходимо контролировать дав-

ление в каждой ступени сжатия, не допуская его повышения сверх ус-

тановленного цеховой инструкцией.

9.18. Не допускается очищать трубопроводы и холодильники от

конденсата выжиганием.

9.19. В помещении компрессорной станции должна быть обеспе-

чена исправная и бесперебойная работа всех вентиляционных уст-

ройств. При неисправной и выключенной вентиляции работа компрессо-

ров не допускается.

9.20. Около машин и помещений компрессорной не должно быть

легковоспламеняющихся веществ.

9.21. При скоплении в помещении компрессорной или вблизи нее

больших количеств газа компрессоры надо немедленно остановить.

10. Требования пожарной безопасности в сооружениях

и на подвижном составе метрополитена.

10.1. При возникновении пожара в поезде, тоннеле или на стан-

ции локомотивная бригада (машинист) должна руководствоваться в

своих действиях инструкцией, определяющей действия бригады в осо-

бых условиях.

10.2. Торговля и оказание иных услуг для пассажиров допуска-

ется только по письменному разрешению администрации метрополитена.

При размещении в метрополитене торговых точек, рекламы, ко опера-

тивных и совместных предприятий, арендаторов и лиц. занятых инди-

видуально-трудовой деятельностью, вопросы пожарной безопасности

должны отражаться в соответствующих договорах.

10.3. Размещение на станциях торговых точек (киосков, лотков,

торговых столов, стеллажей и т.п.). оборудования для рекламы и

оказания услуг пассажирам определяется проектной организацией в

соответствии с заданием на проектирование, согласно действующим

нормативным документам. При этом для каждой станции должны быть

составлены схемы с указанием мест размещения торговых точек и обо-

рудования, один экземпляр которых должен находиться в кабине де-

журной по станции (ДСП).

10.4. Киоски должны устанавливаться без зазоров к стенам, а в

переходах - без зазоров к перекрытиям сооружений метрополитена.

При невозможности плотной установки киосков зазоры (в том числе и

сверху) должны быть заделаны негорючим материалом.

10.5. Все лица, занятые торговлей и оказанием услуг пассажи-

рам. должны пройти противопожарный инструктаж в пожарной охране

метрополитена.

10.6. Размещение киосков шириной не более 1.5 м, осуществляю-

щих торговлю парфюмерно-косметическими товарами, допускается толь-

ко в подуличных переходах, имеющих два выхода в город при условии,

что станции имеют не менее 2-х вестибюлей или один вестибюль и

рассредоточенный переход на станцию соседней линии (станцию пере-

садки). При этом суммарная ширина прохода в подуличных переходах

должна соответствовать расчетной ширине эвакуационных выходов со

станции. Места размещения этих киосков и тип системы автоматичес-

кого пожаротушения подлежат обязательному согласованию с органами

ГПС на объектах метрополитена. Киоски, осуществляющие торговлю

парфюмерно-косметическими товарами, в торговых рядах не обходимо

отделять от соседних киосков противопожарными перегородками 1-го

типа.

Оснащение постов (помещений) по охране торговых рядов должно

производиться в соответствии с "Перечнем оборудования помещений

для размещения работников частных охранных предприятий по охране

торговых объектов на территории Московского метрополитена".

10.7. Размещение в кладовых и раздевальных помещениях подзем-

ных сооружений мягкой мебели и сгораемых шкафов, кроме помещений с

постоянным нахождением людей, не допускается.

10.8. В подземных служебно-технических помещениях метрополи-

тена должны размещаться педальные урны (ведра) для сбора мусора и

производственных отходов.

10.9. Промасленную (загрязненную) одежду необходимо своевре-

менно стирать, при этом администрацией предприятий, служб метропо-

литена должен быть установлен порядок замены промасленной одежды

на чистую.

10.10. Чистые обтирочные материалы должны храниться отдельно

от использованных и промасленных. Для хранения обтирочных материа-

лов должны устанавливаться металлические ящики с плотно закрываю-

щимися крышками. Ящики для сбора материалов должны иметь надписи

"Промасленные обтирочные материалы". Разбрасывание промасленных

концов по помещениям, трубопроводам, электрокабелям и т.п. запре-

щается.

10.11. Горюче-смазочные материалы (ГСМ), легковоспламеняющие-

ся и горючие жидкости (краски, лаки. масла, мастики и т.п.), необ-

ходимые для проведения регламентных работ, должны храниться в зак-

рытых металлических ларях с плотно закрывающимися крышками и гер-

метически закрытой небьющейся таре, кроме полиэтиленовой. Лари и

расходная тара должны быть промаркированы и иметь надпись "огнео-

пасно". Лари оборудуются огнетушителями самосрабатывающими порош-

ковыми. Запас этих веществ и материалов в помещениях и тоннелях

должен соответствовать установленной норме. Указанные места и нор-

мы должны согласовываться с пожарной охраной метрополитена. Указа-

тели нормы их хранения должны размещаться на видных местах.

10.12. Запрещается:

перевозить и хранить горюче-смазочные материалы в неисправ-

ной, не закрывающейся, а также стеклянной и полиэтиленовой таре;

курить и работать с открытым огнем на спецплатформе и в мес-

тах раздачи смазочных материалов;

оставлять в тоннеле пустую тару из-под горюче-смазочных мате-

риалов (бидоны, бочки, канистры и др.);

сливать отработанные масла в дренажные лотки и канализацион-

ную сеть;

заправлять мотовозы в неустановленных местах и с нарушением

технологии заправки;

использовать для открывания бочек (с легковоспламеняющимися

жидкостями, а также из-под них) искрообразующий инструмент;

оставлять неубранными места с пролитыми легковоспламеняющими-

ся и горючими жидкостями;

прокладывать электропроводку внутри и по поверхности вентиля-

ционных коробов.

10.13. Для сушки спецодежды в служебно-технических помещениях

должны устанавливаться сушильные шкафы. Каждый шкаф оборудуется

нагревательными элементами закрытого исполнения и соответствующей

электрозащитой от токов короткого замыкания и тепловой защитой от

перегрева. Отключающее устройство электросушильного шкафа должно

быть закрыто кожухом или иметь приспособление для запирания на за-

мок в выключенном состоянии. Ключ от замка должен находиться у от-

ветственного за сушку спецодежды лица. Сушить спецодежду разреша-

ется только в развешенном виде. По окончании сушки шкаф отключает-

ся, проверяется состояние камеры сушильного шкафа, и отключающее

устройство закрывается на замок.

10.14. В помещении, где установлен сушильный шкаф. должны

быть вывешены инструкция по соблюдению мер пожарной безопасности

при его эксплуатации и табличка с указанием фамилии лица. ответс-

твенного за сушку одежды.

10.15. Во избежание попадания влаги и грунтовых вод на кон-

тактный рельс, электросеть и электрооборудование в сооружениях

метрополитена в местах протечек устанавливаются водозащитные зонты

из негорючих материалов.

10.16. Люки кабельных коллекторов в каждом торце станции

должны содержаться в закрытом состоянии. Конструкция замков должна

обеспечивать открывание люка со стороны коллектора вручную, а со

стороны платформы ключом. Ключи от замков хранятся на аварий ной

доске у ДСП.

10.17. Металлические лестницы к эвакуационным люкам кабельных

коллекторов должны быть в исправном состоянии, а люки не должны

ничем загромождаться.

10.18. Установка кубовых колонок и водоподогревов в помещени-

ях, где расположены щитовые и другие устройства с электрооборудо-

ванием. допускается при условии установки защитных устройств от

попадания воды на электрооборудование.

10.19. Кабельные каналы в помещениях блок-постов, кроссовых,

дикторских и т.п. должны закрываться щитами, выполненными из него-

рючих материалов.

10.20. Все помещения станций должны иметь надписи или нумера-

цию согласно их принадлежности. Резервные ключи от помещений (кро-

ме помещений с электроустановками высокого напряжения) хранятся у

ДСП.

10.21. В кабинах ДСП на видном месте должны быть вывешены та-

бель боевого расчета и план эвакуации пассажиров на случай пожара.

10.22. Складирование шпал. сгораемых коробов, щитов и других

горючих материалов в действующих тоннелях и в полосе наземных

участков пути не допускается, кроме запаса материалов, необходимых

для выполнения цикла ремонтных путевых работ в соответствии с тех-

нологическим процессом. Объем материалов, сроки и места их хране-

ния должны быть согласованы с пожарной охраной метрополитена. На-

земные участки пути должны быть очищены от сухой травы, веток и

т.п. Складирование покилометрового запаса шпал осуществляется на

открытых линиях и площадках электродепо. Места складирования сог-

ласовываются с пожарной охраной метрополитена и обеспечиваются

первичными средствами пожаротушения.

10.23. С мест работ, проводимых в ночное время в тоннелях и

притоннельных сооружениях, горючий мусор, строительные отходы и

инструмент должны быть убраны в безопасное место (до подачи напря-

жения в контактную сеть). Уборка, сбор и вывоз горючих отходов и

мусора из тоннелей и притоннельных сооружений возлагается на руко-

водителей хозяйственных подразделений, за которыми закреплен дан-

ный объект, и производителей работ, выполняющих в данном месте ра-

боты с образованием отходов и мусора. Централизованный вывоз мусо-

ра из действующих тоннелей возлагается на службу тоннельных соору-

жений. Контейнеры для сбора производственных отходов, установлен-

ные в тоннельных сооружениях, должны быть постоянно закрыты.

10.24. Тара для хранения обтирочных и строительных материа-

лов; а также для сбора горючего мусора должна быть замаркирована

по принадлежности, постоянно закрыта и укреплена на месте установ-

ки, оборудованном первичными средствами пожаротушения.

10.25. Хранение масла для гидравлических систем в камерах

тоннельных металлоконструкций запрещается. Масло должно храниться

в помещениях, отвечающих противопожарным требованиям и согласован-

ных с пожарной охраной метрополитена.

10.26. Провода электропутевого инструмента (шпалоподбойки.

дрели и т.п.) не должны иметь скруток.

10.27. Тоннельная отделка, основание и верхнее строение пути

должны своевременно очищаться от горючих отложений, мусора.

10.28. Наплывы битума, выделяемые из тела тоннеля, необходи-

мо своевременно собирать и удалять на поверхность.

10.29. В действующих тоннелях запрещается:

пропитывать креозотом шпалы, коротыши, клинья, подкладки и

др., а также разогревать битум (кроме небольших количеств в закры-

тых переносных тигельных устройствах объемом не более 3 кг. конс-

трукция которых должна быть согласована с ведомственной пожарной

охраной метрополитена);

укладывать деревянные щиты и всевозможные уплотнения из горю-

чих материалов между нитками ходовых рельсов и устраивать деревян-

ные сходные мостики со станционных платформ (кроме предусмотренных

проектом);

устанавливать зажимы на неисправных участках водопроводов

(установка хомутов разрешается для оперативного восстановления во-

допровода с последующим ремонтом поврежденного участка);

хранить горючие материалы за устройствами сигнализации и свя-

зи, путейскими шкафами, а также в сбойках и других помещениях.

примыкающих к тоннелю.

10.31. Входная дверь в машинный зал эскалаторов должна посто-

янно находиться на запоре.

10.32. Смазочные материалы и моющие жидкости для эскалаторов

должны храниться в изолированных несгораемых помещениях, как пра-

вило, с обособленной вентиляцией, в металлической, герметически

закрываемой таре, электровыключатель должен находиться вне помеще-

ния кладовой. Освещение должно быть во взрывобезопасном исполне-

нии. На дверях кладовой должны быть предупреждающие и запрещающие

надписи установленного образца. На видном месте вывешиваются таб-

лички с информацией о допустимых нормах хранения материалов. Тара

должна иметь надписи, указывающие ее емкость и вид материала. Ем-

кости в кладовых должны быть приспособлены для разлива жид кости в

расходную тару. 1

10.33. Чистка бункеров и поддонов и натяжной станции от горю-

чих отходов и других отложений должна проводиться ежедневно.

10.34. Металлические конструкции под балюстрадами и движущи-

мися частями эскалаторов необходимо очищать от горючих отложений.

10.35. Кабельные каналы в машинных залах должны быть закрыты

негорючими плитами и своевременно очищаться от горючего мусора и

пыли. Хранение в них каких-либо предметов и материалов не допуска-

ется.

10.36. При проведении работ в машинных залах эскалаторов ра-

ботниками других организаций или служб ответственность за соблюде-

ние правил пожарной безопасности возлагается на руководителя ра-

бот, а контроль осуществляется мастером или машинистом эскалато-

ров.

10.37. Сливаемое отработанное масло из редукторов следует не-

медленно вывозить из машинных залов для его утилизации и очистки.

Слив допускается только после закрытия станции либо при аварии.

10.38. Перед проведением сварочных и других огневых работ ре-

монтные бригады должны очистить конструкции балюстрад от горю чих

отложений и пыли.

10.39. Снятую горючую облицовку балюстрад и поручни необходи-

мо сразу же вывозить на поверхность в специально отведенное место.

10.40. В машинных залах эскалаторов запрещается:

хранить в маслокладовой порожнюю тару, ящики с обтирочными

материалами и другие посторонние предметы, кроме расходной тары

емкостью, соответствующей нормам хранения ГСМ;

хранить в машинных залах и на платформах станций резервные

поручни (хранение допускается только в вестибюлях в несгораемых

закрытых кожухах, исключающих попадание внутрь посторонних предме-

тов);

проводить огневые работы на оборудовании с маслонаполненной

аппаратурой, а также вблизи сгораемых, свежевыкрашенных или покры-

тых маслом конструкций и агрегатов;

перевозить на эскалаторах горючие (ГЖ) и легковоспламеняющие-

ся жидкости (ЛВЖ), а также баллоны со сжатым и сжиженными горючими

газами во время работы метрополитена (перевозка допускается при

отсутствии пассажиров на движущихся лентах эскалаторов и только в

герметической таре).

10.41. В подземных помещениях трансформаторных подстанций и

понизительных подстанций запрещается:

приспосабливать помещения в распределительных устройствах пе-

ременного и постоянного тока, а также вентиляционные камеры и вен-

тиляционные каналы под складские помещения;

разливать масла, хранить посторонние материалы, предметы. а

также горючие отходы.

10.42. Над распределительными устройствами должны быть уста-

новлены водоотводящие зонты из негорючего материала.

10.43. Для оперативного обесточивания электрокабелей в тонне-

лях и коллекторах в случае возникновения пожара должна быть разра-

ботана схема, определяющая порядок (очередность) обесточивания

всех электрокабелей. Схема должна находиться у дежурного электро-

диспетчера и быть изучена в установленном порядке всем дежурным

персоналом службы.

10.44. Прокладка взаиморезервируемых цепей, а также рабочего

и аварийного освещения в одной трубе, коробе или лотке не допуска-

ется.

10.45. Складирование различных материалов и предметов в щито-

вых. электросборках, релейных, кроссовых, путейских ящиках, форка-

мерах, кабельных коллекторах, свободных трансформаторных ячейках и

т.п. запрещается.

10.46. Бездействующие электросети должны сразу же демонтиро-

ваться после их отключения.

10.47. Электронагревательные приборы, необходимые по условиям

производства, должны быть защищены от соприкосновения с горючими

материалами и установлены на несгораемой поверхности (подставке).

10.48. Сварка свинцовых пластин аккумуляторов батарей с по-

мощью горючих газов должна выполняться при наличии письменного

разрешения технического руководителя и согласовании с пожарной ох-

раной метрополитена.

10.49. На случай пожара или задымления станций и тоннелей

метрополитена должна быть составлена инструкция по режиму работы

шахт тоннельной вентиляции, разработанная на основе отраслевой

Инструкции о порядке действий работников и режимах работы шахт

тоннельной вентиляции в случаях задымления, загорания или пожара

на метрополитенах и дополняющих ее методических документов. Дежур-

ный персонал дистанции и диспетчеры электромеханической службы

должны знать данную инструкцию и иметь навыки практических дейс-

твий по переключению шахт.

10.50. Очистка вентиляционных систем (воздуховодов, камер;

фильтров и др.) должна проводиться в установленные сроки, но не

реже двух раз в год. Отметки об очистке вентиляционной системы де-

лаются в специальном журнале.

10.51. Двери вентиляционных камер и наземных вентиляционных

киосков (в том числе на перегонах) должны быть постоянно закрыты

на замок. Запасные ключи от них хранятся на аварийной доске у ДСП.

2303195029745961.html
2303337656978063.html
2303466570045983.html
2303606488585066.html
2303756538569776.html