Книга энциклопедического содержания, вобравшая в свои 500 страниц информацию почти обо всех религиях мира, их истоках, взаимосвязях, особенностях - страница 26

Шива

Третьим членом тримурти является Шива. В этом божестве сосредоточились и слились в еди^ Концепции индуизма

ное целое все возможные противоположности. Хотя его символом считается фаллос (лингам) и его повсеместно отождествляют С мужской ролью в вопросах плодородия и произведения потомства. все же часто его изображают вечным девственником. (В большинстве храмов Шивы видное место занимает статуя бычка, символа половой зрелости.)

Шива — разрушитель жизни, но он же ее воссоздатель. он воплощение ужаса, но при этом воплощение мягкости. Неудержимость действия сочетается в нем с вечным покоем. В нем ярко выражение сексуальное отличие, и все же он символ единства, стоящий выше всяких различий. Он источник добра и зла одновременно.

В художественных произведениях, начиная с XII века н.э.. он часто представлен в образе короля танцев — воплощения космической энергии. Танец символизирует ритм существования — как космоса, так и индивидуального сознания, в нем проявляются желания и чувства. заключающие в себе конфликт знания и иллюзии (майя). Кроме того, у него много рук. одна пара служит выражением равновесия между жизнью и ;,ю, другая указывает на борьбу добра со злом.

Как Вишну, так и Шива являются центрами культов, приверженцы которых ищут единения с богом. Цель шиваитов (поклонников Шивы) в отождествлении с источником движения (самой жизнью). Популярность культа Шивы, начиная с двенадцатого века н.э. на юге Индии, в Бихаре и Бенгале (куда арийское влияние пришло сравнительно поздно), свидетельствует об отрицании арийских форм брахманизма — жертвоприношений животных, поклонений мертвым и прочих обрядов.

В одной популярной легенде Шива предотвращает катастрофу. вызванную разливом вод Ганга по всей земле. Завязав в узел волосы, он подставил голову потоку вод и отвел угрозу наводнения.

Кали

У Шивы, как и у других богов, есть жена, которой передаются его силы. Однако различия в культах "Великой Матери", почитаемой в Индии с древнейших времен, привели к тому. что она известна под разными именами, наиболее популярными из которых считаются Дурга или Кали. Сила и влияние этой богини берут начало в период доарийской культуры матриархата. Там же. видимо, следует искать корни шактизма. которому свойственно представление божественной сути в женских образах и почитание активного женского начала, преобладающего над пассивным, мужским выражением божественности. Созидательно-разрушительная сила Дурги-Кали является в некотором роде противопоставлением внутренней самодостаточности Шивы.

Изображениям Кали присуща парадоксальность символики. С одной стороны в них присутствует элемент жестокости, отождествление с наказанием и смертью — это выражается в самом виде Кали, в ее юбке из отрубленных рук и украшениях из человеческих черепов. С другой стороны, она символизирует ночь покоя на рубеже смены циклов мирового развития и является олицетворением спокойствия. Считается даже, что ужасающий вид богини способствует обретению мира ее последователями. так как помогает им преодолевать страхи. Благодаря таким своим качествам Кали стала объектом ревностного и страстного поклонения.

Несмотря на то что иногда верховным божеством считают Шиву — существующего вне времени и процессов творения,— именно Кали принадлежит честь обращения к нему с тем. чтобы ввести его в мир времени и пробудить в нем создателя и вдохновителя мира.

Изображения богов не являются репрезентативными. В отличие от греческой традиции изображения богов просто в виде людей, перед индуистским искусством стоит задача показать превосходство богов над людьми. Могущество выражается в многорукости фигур, а третий глаз во лбу (как в случае Шивы) свидетельствует о божественной мудрости. На определенные божественные свойства указывают элементы, заимствованные у животных. Бог Ганеша всегда изображается с головой слона и с одним бивнем, что говорит о силе этог-защитника человеческой жизни Обезьянья форма Ханумана свидетельствует о его ловкости и смекалке.

^ Бхакти и концепция благосклонности

Бхакти. приверженность конкретному богу, ставшая важным элементом народной религии. возникла как реакция на строгость и суровость требований йоги. Цель йоги заключается в подавлении желаний, любви и чувств как таковых. Что же в этом случае могло служить делу удовлетворения эмоциональных потребностей верующих? Сводя вместе понятия бхакти, знания (джнаны) и кармы, Бхагаватгита показывает, что они не являются простым выражением эмоциональности; они всегда связаны с интеллектуальной и практической сторонами человеческой жизни. И все равно, на уровне простого народа интеллектуальный. или рациональный, элемент часто остается в тени, а на авансцену выходят экстаз и восторженность выражения любви.

Между седьмым и десятым веками н.э. ряд тамильских авторов (тамильский — один из четырех языков дравидской группы, распространенных на юге Индии) выразили свои религиозные чувства и опыт с исключительной теплотой и страстью. Источник большинства историй о Кришне, Бхагава-тапурана (написанная примерно в 9(Ю г. н.э.). отличается еще большей эмоциональностью. Один писатель так охарактеризовал это произведение: "Его бхакти служит эмоциональным лекарством, которое вызывает спазм в горле, вызывает потоки слез и заставляет волосы на голове шевелиться от сладостного возбуждения и часто приводит к переходам от истерического смеха к слезам и наоборот, к внезапным обморокам и длительным потерям сознания".

В одиннадцатом веке Рама-нуйя ввел бхакти в число классических понятий индуизма. Он указывал на значение связи концепции аватары с вишнуитской формой бхакти. согласно которой, Бог является людям лишь из сострадания, "чтобы осветить мир своим безупречным и совершенным величием и наполнить его своей любовью". Вишнуит обычно одевается в оранжевые или белые цвета и украшает себя гирляндами. Он наносит на лоб красные или белые вертикальные линии, или красные, черные или белые пятна между бровей. В пятнадцатом веке н.э. в Бенгале на основе движения бхакти Кришны возникла секта Хайтанья.

Эта секта привела к возникновению популярного на Западе движения Харе Кришна, приверженцы которого выражают почтение Кришне музыкой и танцами и достигают единства с божеством путем экстатического транса.

Если долгом человека является посвящение себя любовному почитанию Бога, то отсюда следует, что достижение мокши (освобождения) возможно только с согласия Бога. Следует ли считать это актом "чистой благосклонности" или же человеМедитирующий индуистский святой человек.

Во время проживания в Уганде индусы проводили девятидневный праздник в честь богини Коли. Для поддержания священного огня использовали гхи, экстракт сливочного масла.

^ Красная метко на лбу индийской женщины обычно обозначает ее принадлежность к индуистской вере, но в разных районах обычаи могут отличаться.

Концепции индуизма

ческие усилия тоже играют какую-то роль в этом процессе? Теологические дискуссии на тему благосклонности, подобные тем, что возникли среди христианских ученых, ведутся сейчас среди индуистов.

Были выдвинуты две теории действия благосклонности: подход "котенка" и подход "обезьяны". Кошка хватает котенка и переносит его куда захочет. Это предполагает полную пассивность со стороны котенка, и на такой же позиции стоят те, кто полагает, что благосклонность Бога действует подобным образом. Все происходит по воле Бога, и человек не может сделать ничего для достижения мокши. Детеныш обезьяны, в свою очередь, цепляется за мать. За сохранность жизни и развитие детеныша отвечает мать, но при этом его позиция не является полностью пассивной. Большинство учителей индуизма в традициях бхакти придерживаются этой точки зрения. Мы приникаем к Богу, и Бог осуществляет наше спасение.

Путь к спасению

Высшей целью индуистов является мокша. Это слово означает "освобождение" — избавление, эмансипацию и свободу. В отри1ьном смысле оно ведет к "избавлению от пут" или "отбрасыванию" чего-то. что может считаться нежелательным — а именно цикла перерождений и привязанности к материальному миру В положительном смысле это означает расширение кругозора. обретение спокойствия и чувства безопасности, ощуще-ане удовлетворения (от достигнутой цели) и силы существовать и действовать. Чаще цель спасения воспринимается в отрицательном смысле — отрицания зла. горестей и разложения.

^ Путь знания

Концепция мокши не всегда присутствовала в индийской религии. Вероятно, стремление х освобождению возникло в то время, когда понятие цикла перерождений (самсара) стало основополагающим постулатом индуизма (примерно в седьмом веке до н.э.), означающим бесконечный круг существований, зависящих от индивидуальных поступков (кармы) каждого.

Стремление к свободе являлось не политическим, а духовным. а традиции Упаиишад подчеркивали освобождение от пут невежества. Именно невежество привязывало человека к кругу "рождение—смерть—новое рождение", выраженному в самса-ре. Освобождение будет достигнуто. как только невежество сменится знанием, когда правильно будет воспринята реальность и отвергнуто все преходящее и иллюзорное.

В этом, в основном, и состоит путь знания (джнана-марга) к мокше. Он включает в себя йогу и связанный с ней аскетический образ жизни. Считалось. что с помощью контроля над дыханием можно добиться освобождения души от тела, для

Термин садху обозначает любого индуистского "святого человека". К ним относятся и аскеты-отшельники, и популярные чародеи. Приверженцы Вишну наносят золой на лоб три вертикальные полосы. У почитателей Шивы полосы горизонтальные.

^ Живые религии Востока

Карма и дхарма: этика индусов

Раймонд Хаммер

В классическом индуизме доминирующими концепциями считались поступок (карма) и долг (дхарма). Карма, как совокупность хороших и плохих поступков, оказывала влияние на предназначение человека, но приобрести благоприятную карму было невозможно. В ранних Ведах существовало понятие верховного морального закона (риты), за соблюдением которого следили Митра и Варуна. Человечеству приходилось подчиняться божественному повелению и с помощью жертвований и молитв поддерживать правильные отношения с божествами. Грех, однако, мог быть не только моральным, но и ритуальным.

^ Все относительно

Моральный закон служил основой общественного порядка, контролируемого с помощью жреческих учебников и поддерживаемого правителями. Но действия, за которые приходилось нести ответственность, ограничивались рамками классовой принадлежности. Вот почему дхарма не является долгом в абсолютном смысле, но зависит от социального статуса и, соответственно, является классово-кастовым понятием. Бха-гаватгита считает неправильным стремление к исполнению чужой дхармы. Лучше плохо исполнить свою дхарму, чем хорошо выполнить чужую! Поступки как таковые не оказывают влияния на карму. Карма имеет отношение к поступкам, присущим определенному человеку, и совершенным в определенное время. Народный эпос подчеркивает долг ребенка перед родителями, любовь и привязанность, которые родители обязаны выказывать детям, взаимное уважение в браке, а также любовь и гармонию, которые должны характеризовать другие виды отношений. Для тех, кто живет в мире, моральные поиски — стремление к богатству (т.е. суетные занятия), к получению удовольствий или ритуальному совершенству — понятия относительные. Единственное абсолютное моральное правило связано с освобождением человека от цепи перерождений. На нем были сконцентрированы усилия аскетов. Высшим долгом для аскетов являлся "поиск освобождения". При этом им приходилось соблюдать основные моральные правила относительно убийства, воровства, сексуальных пороков, лжи или употребления возбуждающих средств. Только в случае соблюдения этих запретов они могли достичь степени очищения, позволявшей сделать следующие шаги по пути к мокше.

Первоисточник

Наиболее часто цитируемым первоисточником этики индуизма является написанная метрическим слогом книга "Законы Ману", содержащая 2685 строф текста, определяющего вопросы религии, законности, обычаев и политики. Дата ее написания неизвестна, но, по всей видимости, она относится к первому веку до н.э. или первому веку н.э., а ее автор был мастером стихосложения в стиле Вед. Книга касается в основном проблем долга, будь это общая дхарма, лежащая на всем, или частная дхарма, определяемая кастовыми или родственными отношениями. "Законы" составлены с целью поддержать общественный порядок в момент, когда ему угрожала наибольшая опасность. Они одобряют классовую структуру общества как общее стремление к общему благу. Отдельный человек должен выполнять те функции, которые больше всего соответствуют его природе. Что правильно, а что нет, можно определить четырьмя способами: с точки зрения законов, священных книг, хорошего поведения или совести.

^ Четыре ступени

В книге рассматриваются четыре отдельные ступени — ученики, главы семейств, отшельники и аскеты — и для каждой

из них определены соответствующие обязанности. Например, ученик должен изучать Веды. Для трех верхних классов разработаны церемонии посвящения в каждую из групп; специальный учитель (гуру или риши) научит правилам персонального очищения, принесения жертв, утренних и вечерних богослужений. Считается, что нижнего мира достигают ученики, уважающие свою мать, средней сферы — почитающие отца, но мира Брахмана (абсолюта) достигнут те, кто повинуется учителю!

Ни в коем случае не следует пытаться исполнять дхарму другой группы, так как это влечет за собой потерю членства в своей группе. Моральные правила и культовые действия, конечно, взаимосвязаны, и в дхарму жрецов входит прохождение через, как минимум, двенадцать священных обрядов от внутриутробного периода до брака.

В наше время основное значение придается не столько временным циклам, сколько прогрессу. Подчеркивается значение универсальных ценностей, таких как правдивость, доброта и помощь в облегчении страданий. Современные индуисты стали включать в число первоочередных целей достижение всеобщего блага. Концепции индуизма

чего следовало перекрыть артерию от сердца к голове — путь, по которому душа, как считалось, воз-| вращалась в свой дом в сердце человека. Постижение особых знании проводится во время медитации в позе йоги и повторения таинственной мантры "Ом', которая являлась представлением всей полноты сущности (другими словами "триады богов в их первоначальном единстве, Брахмане. абсолюте"). Повторение фразы обеспечивало установление и поддержание единения верующего с абсолютом — в этом и заключалась мокша. Но единение не означало отождествления. Иногда она сравнивалась с состоянием комара в листве смоковницы или рыбы в воде — не одно и то же, но и отделить невозможно.

В более поздних песнях Ригве-ды описывают людей бредущих во тьме, но постепенно осознающих непостижимость тайны в самом центре бытия. Но все же, шаг за шагом, они убеждаются в существовании реальности и света в окружающем их мире, и таким образом достигают мокши.

"От нереальности веди меня к реальности!

От тьмы веди меня к свету! От смерти веди меня к бессмертию!"

Однако, как принято считать в наше время, это освобождение касается одновременно и самой жизни. Таким образом, путь заключается в подавлении страстей. Как сказал Будда, страсти — это то. что привязывает человека к циклу перерождений. Даже чувство восторга. испытываемое при освобождении. тоже нуждается в очищении от налета страстей, который может привести к принятию жела-юго за действительное. Бхагаватгита видит мокшу как гждение от зла, от тела, от рнй и гнева, от кармы и от . Другими словами, мокша чает освобождение от пут в *| виде.

ь действия

рой путь к мокше — путь дей-я (карма-марга). Это дорога к вождению для тех. кто при-т, что в этом мире мы живем

^ На Западе растет популярность восточных религий. С 1960-х члены Международного Общества Сознания Кришны стали обычным явлением на улицах западных городов.



^ Живые религии Восток»



своими жизнями, в течение которых должна быть сделана определенная работа и выполнены определенные обязательства. Наше положение в обществе предполагает исполнение долга. Нам не дано выбирать себе моральные правила. Бхагаватгита указывает, что "мы достигаем свободы от действия" не тем, что "воздерживаемся от действия". Самоотречение не поможет нам "достичь вершин совершенства". "Действие" говорят нам. "сильнее бездействия' и поэтому следует исполнять команду "выполнения своей задачи в жизни".

^ Путь приверженности

Путь приверженности, или любви (бхактн-марга). ведет к вере. Преданность Богу помогает нам совершить прыжок от временного к вечному, от ограниченности к бескрайности абсолюта. Этот путь предполагает, что абсолют противостоит нам в персональной форме — поэтому каждый может отвеБог войны, Индра

Кришна был очень веселым и озорным воплощением Вишну.

^ Бог-слон Гонеш чрезвычайно популярен как бог мудрости и удачи.

тить на божественную благосклонность. Место безличного Брахмана занимает Бог, к которому можно обратиться и получить в ответ восхитительное ощущение веры.

В Бхагаватгите говорится о том, как Арджуна наблюдает в Кришне бесчисленные чудесные знамения, как Кришна объясняет ему, что "только с помощью бхакти ты можешь видеть меня и приблизиться ко мне". Для приверженцев этого пути — а это путь, к которому инстинктивно тянется большинство индийцев,— спасение не результат человеческих усилий, а дар Бога. Очевидно, что лишь очень немногие уделяют внимание теоретическим обоснованиям своей веры и испове

дуемой религиозной философии. Вера не догма, а жизненная необходимость человека.

Кроме всего прочего, бхакти требует проведения актов поклонения. В дополнение к ритуалам и церемониям предусмотрены также гимны для пения и статуи для поклонения и благоговения. Это нельзя считать идолопоклонством как таковым. Идол становится центром внимания. через который производится поклонение самому Богу (которого нельзя представить ни в каком образе).^ ИНДУИСТСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

Раймонд Хаммер

Во времена арийского нашествия религиозные обряды проходили на свежем воздухе, и часто объектом поклонения служил огонь. Возникновение храмовых обрядов как таковых относится. видимо, к эпохе ранней религии долины Инда. Ранние храмы строили из дерева, и поэтому они не сохранились. Позднее храмы стали строить по образцу царских дворцов. Так как считалось. что боги живут в горах, многие храмы были построены в стиле горной крепости: с башней и стенами, с символом божества в центре, в окружении многочисленных символов духовного мира.

В храме

Нужды богов удовлетворялись верующими, которым, перед тем как вступить в общение с Богом. необходимо было пройти через подготовительные очистительные обряды. Например. вишнуиты, перед тем как приступить к утренней службе, должны совершить шестнадцать процедур, включающих омовение ног. очищение рта. купание. одевание, умащивание благовониями и принятие пиши. Все это сопровождалось распеванием

^ Во время омовения в Гонге у Варанаси женщина предлагает священную воду восходящему солнцу.

Живые религии Востока

^ Некоторые индуистские праздники

холи-------------—

Радостный весенний праздник, посвященный Кришне. Первоначально праздник плодородия. Его отмечают уличными танцами, шествиями и кострами.

^ ДИВАЛИ/НОВЫЙ ГОД



Праздник огней, когда дарят подарки. Лакшми, богиня счастья, приходит в каждый дом, освещенный фонариком.

^ ДАСАРА

Десятидневный праздник в честь Кали. Сопровождается шествиями, танцами, вручением подарков.

Местные праздники

Существует множество местных районных и городских праздников. Некоторые из них проводятся в честь великих богов, таких как Шива и Сарасвати. Другие праздники проводятся ежегодно в честь местных богов.

В определенные времена года проводятся религиозные паломничества, сопровождаемые празднествами.



^ Семья индусов в Лондоне отмечает праздник Дивали перед домашним святилищем. Индуистские обряды и праздники

Вот почему домашние обряды имеют не меньшее значение, чем храмовые.

гимнов, звоном колоколов, курением благовоний и ритуальнрй музыкой.

После этого начиналась пуд-жа, первые восхваления бога и просьбы к нему с последующим разделением божественной трапезы — воды и прасады (название блюда, сначала предлагаемого богу, а потом съедаемого участниками службы). Обычно главной статуе храма еда и напитки предлагались в течение всего дня, а на ночь ее укладывали спать!

Статуя является символом присутствия божества и его вместилищем. Рамакришна сказал по этому поводу: "Мы должны верить в Божественное Присутствие. наполняющее Образцы Божества". Для служителей более высокого уровня каждая часть храма имеет свое символическое значение. Главное святилище является сердцем культа: башня обозначает стремление духа к небесам. Каждый из почитаемых богов выполняет определенные функции или соответствует определенной части Верховного Божества.

Жреиы могут усиливать торжественность ритуала, читая пе-?а верующими отрывки из Вед. акие же чтения проводятся перед верующими после ритуального купания в водах священного Ганга в Варанаси. Но любой "дважды рожденный" индус (из первых трех классов) может самостоятельно проводить чтение молитв и мантр. В храме верующие совершают подношения в виде цветов и денег, после чего обходят вокруг святилища, все время оставляя его с правой стороны. Спужба в храме никогда не бывает общей. По сути своей она всегда индивидуальна.

Дома

Домашние обряды различаются в соответствии с классовой принадлежностью семьи, самые сложные проводятся в семьях касты браминов. Для проведения пуджи во многих домах выделяется отдельная комната со святилищем, в котором хранится образ любимого божества (в бедных семьях) или нескольких богов. У некоторых есть мандала, символическое изображение (обычно картина) Вселенной. Для очищения используются вода и огонь, богам предлагается пиша. курятся благовония, делаются приношения из цветов и цветных порошков (для украшения).

"Дважды рожденные" индусы совершают обряды три раза в день. Они носят священную нить (через левое плечо свисающую на правое бедро), хлопковую у браминов (жрецов), конопляную у кшатриев (правителей) и шерстяную у вайшья (землевладельцев и купцов). Кроме этого, каждый из них носит кастовую метку на лбу. а некоторые еще и на руках или других частях тела.

Рано утром служба начинается с мантры "Ом", которая произносится с закрытым ртом. Затем верующие повторяют имя своего бога, вспоминают саги (риши) и отождествляют себя с Брахманом. Они завязывают в пучок волосы на голове и читают мантру Гайятри из Ригведы:

"Мы размышляем о восхитительном величии лучезарного солнца; да вдохновит оно наш рассудок".

Ритуал проводится в полуобнаженном виде, босиком, сидя со скрещенными ногами, глаза сводятся к кончику носа, лицо повернуто в сторону восходящего солнца. Затем они набирают в рот воды, произносят имя бога и прыскают водой вокруг себя. Они дотрагиваются до шести частей тела — что указывает на присутствие бога внутри, повторяют молитвы, медитируют и повторяют слова Гайятри. Образам предлагается вода, повторяется чтение отрывков из Вед, и служба заканчивается последним предложением воды и поклоном. Вечерние службы проводятся по тому же принципу, но короче. Дневная служба может сопровождаться обращением за советом к учителю (гуру). Во время совершения пуджи жрецы. домовладельцы и аскеты (садхи) пользуются особыми позами. жестами и выражениями.


2297519958239523.html
2297591795900560.html
2297793484246542.html
2297962087558976.html
2298053944179352.html